Главная » Статьи » Статьи педагогов |
Значение дидактических игр в усвоении программы «Туризм» на занятиях с детьми младшего школьного возраста. April 7, 2015 Шабалин Г. С. педагог дополнительного образования Кольского районного ДДТ Туристско-краеведческие объединения занимают большое место в системе деятельности внешкольных учреждений. Они способствуют решению важнейших задач в воспитании детей и подростков: развивают познавательные интересы учащихся, укрепляют здоровье и пропагандируют здоровый образ жизни, воспитывают любовь к родному краю, умение преодолевать трудности, ориентироваться на местности. Самым доступным и распространенным видом туризма является пешеходный. Он дает возможность широкого выбора маршрутов. При этом участники пешеходного туризма независимы от технических средств передвижения. С учетом возрастных особенностей детей и спецификой кружка, теоретический материал часто дается при выполнении практических заданий. Практическая работа приводит ребенка к пониманию и прочному усвоению теоретических сведений, для закрепления теоретического материала используются игры, викторины, тесты. Зная психологию младшего школьного возраста и для мотивации выполнения задания с учетом ведущей деятельности этого периода – игры, многие занятия выстраиваются в форме игровых. Игра используется не для разрядки и отдыха, а как органичный компонент занятия, средство намеченной педагогом цели. В детях живет сильная потребность играть. Но сегодня мы оказались в ситуации, когда этот яркий, веселый, творческий мир нуждается в защите. По мнению многих специалистов, игра (прежде всего, развивающая, коммуникативная, социальная, соревновательная) постепенно исчезает из жизни, заменяется компьютерными играми. Разрушены основные носители игровой культуры детства - детские разновозрастные дворовые компании». В игре ребенок не только проецирует мир взрослых, но и формирует себя и свое будущее. Поэтому одна из задач кружка - расширение игрового спектра детского досуга. Изучая растительный, животный, водный мир, памятные места Кольского полуострова, виды костров, топографические знаки и пр., использую в своей практике игры: «Электровикторина», «Путешествие», «Топографическое лото», «Четвертый лишний». Викторины «Эрудит», «Знаешь ли ты?», «Угадай-ка», «Юные туристы» помогают лучше запомнить правила поведения в природе, умение ориентироваться в лесу по природным приметам, по карте и компасу. С удовольствием школьники участвуют в играх соревновательного характера: «Гусеница», «Кто быстрее», «Туристическая тропа» или «Полоса препятствия», состоящая из нескольких этапов: «Переправа через болото», «По бревну», «Переправа через ручей», «Снайпер», «Первая помощь», «Питание туриста», «Кто быстрее соберет рюкзак» и др. Не стоит недооценивать и такие подвижные игры, как «Чай-чай, выручай!», «Колдун», «Выбивала», «Волки и овцы», «Слушай сигнал», «Змейка» и более спокойные – «Сова», «Паук и мухи», «Море волнуется раз…» и др. Эти игры развивают силу, ловкость, выносливость, быстроту реакции, меткость, дружбу и взаимовыручку между участниками команды. Полученные теоретические знания закрепляются на практике в походах, экскурсиях, путешествиях по туристическим тропам, помогают занимать призовые места в муниципальных, областных и всероссийских соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию (2014г. – 1 командное место в районной туристско-краеведческой игре «Мы туристы»; 2013, 2014гг. – призеры областных соревнований по спортивному ориентированию; 3 место на Всероссийских массовых соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский азимут»).
| |
Просмотров: 910 | | |
Всего комментариев: 0 | |