Главная » Статьи » Статьи педагогов

Значение дидактических игр в усвоении программы «Туризм» на занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Значение дидактических игр в усвоении программы «Туризм» на занятиях с детьми младшего школьного возраста.

April 7, 2015

Шабалин Г. С. педагог дополнительного образования Кольского районного ДДТ

Туристско-краеведческие объединения занимают большое место в системе деятельности внешкольных учреждений. Они способствуют решению важнейших задач в воспитании детей и подростков: развивают познавательные интересы учащихся, укрепляют здоровье и пропагандируют здоровый образ жизни, воспитывают любовь к родному краю, умение преодолевать трудности, ориентироваться на местности. 

Самым доступным и распространенным видом туризма является пешеходный. Он дает возможность широкого выбора маршрутов. При этом участники пешеходного туризма независимы от технических средств передвижения. 

  С учетом возрастных особенностей детей и спецификой кружка, теоретический материал часто дается при выполнении практических заданий. Практическая работа приводит ребенка к пониманию и прочному усвоению теоретических сведений, для закрепления теоретического материала используются игры, викторины, тесты.

 Зная психологию младшего школьного возраста и для мотивации выполнения задания с учетом ведущей деятельности этого периода – игры, многие занятия выстраиваются в форме игровых. Игра используется не для разрядки и отдыха, а как органичный компонент занятия, средство намеченной педагогом цели.  

В детях живет сильная потребность играть. Но сегодня мы оказались в ситуации, когда этот яркий, веселый, творческий мир нуждается в защите. По мнению многих специалистов, игра (прежде всего, развивающая, коммуникативная, социальная, соревновательная) постепенно исчезает из жизни, заменяется компьютерными играми. Разрушены основные носители игровой культуры детства - детские разновозрастные дворовые компании».   В игре  ребенок  не  только  проецирует  мир  взрослых,  но  и  формирует  себя  и  свое  будущее.  Поэтому  одна  из  задач  кружка  -  расширение  игрового  спектра  детского  досуга.  

Изучая растительный, животный, водный мир, памятные места Кольского полуострова, виды костров, топографические знаки и пр., использую в своей практике игры: «Электровикторина», «Путешествие», «Топографическое лото», «Четвертый лишний».

Викторины «Эрудит», «Знаешь ли ты?», «Угадай-ка», «Юные туристы» помогают лучше запомнить правила поведения в природе, умение ориентироваться в лесу по природным приметам, по карте и компасу. 

 С удовольствием школьники участвуют в играх соревновательного характера: «Гусеница», «Кто быстрее», «Туристическая тропа» или «Полоса препятствия», состоящая из нескольких этапов: «Переправа через болото», «По бревну»,  «Переправа через ручей», «Снайпер», «Первая помощь», «Питание туриста», «Кто быстрее соберет рюкзак» и др. 

Не стоит недооценивать и такие подвижные игры, как «Чай-чай, выручай!», «Колдун», «Выбивала», «Волки и овцы», «Слушай сигнал», «Змейка» и более спокойные – «Сова», «Паук и мухи», «Море волнуется раз…» и др.

Эти игры развивают силу, ловкость, выносливость, быстроту реакции, меткость, дружбу и взаимовыручку между участниками команды.

Полученные теоретические знания закрепляются на практике в походах, экскурсиях, путешествиях по туристическим тропам, помогают занимать призовые места в муниципальных, областных и всероссийских соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию (2014г. – 1 командное место в районной туристско-краеведческой игре «Мы туристы»; 2013, 2014гг. – призеры областных соревнований по спортивному ориентированию; 3 место на Всероссийских массовых соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский азимут»).

 

Категория: Статьи педагогов | Добавил: kitsenko (26.06.2015)
Просмотров: 910 | Теги: игры, туризм, школьники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0