Главная » Статьи » Статьи педагогов

Роль уголка живой природы в воспитании экологической культуры школьников.

Роль уголка живой природы в воспитании экологической культуры школьников.

April 7, 2015

Бурянина Е.Ф.педагог дополнительного образования Кольского районного ДДТ

Уголок живой природы в городе Кола был создан в 1945 году. Свое начало он ведет с первых дней создания станции юных натуралистов.  Позднее, он был передан Дому пионеров и школьников и вошел в состав  экологического отдела. 

           В настоящее время живой уголок принадлежит Кольскому районному Дому детского творчества и является единственным уголком живой природы в районе. Здесь проживают такие виды животных, как: грызуны (кролики, морские свинки, хомячки, декоративные крысы), птицы (волнистые попугаи, кареллы, горлицы), пресмыкающиеся (черепашки), беспозвоночные (улитки Ахатины), мадагаскарские шипящие тараканы, аквариумные рыбки (гуппи, скалярии, меченосцы и золотые рыбки).

          Почти каждый второй ребенок города посещает или посещал когда-то уголок живой природы. Несомненно, все дети любят животных, но не все могут иметь их дома. Кому-то не разрешают родители, у кого-то в семье аллергия на определенные виды животных, у кого-то просто нет средств на их содержание. Поэтому дети с большим удовольствием посещают юннатские кружки, где могут пообщаться с животными и поухаживать за любимым зверьком.

         Роль живого уголка в воспитании экологически-развитой личности школьников безмерно велика:

Во-первых, дети в течение всего учебного года имеют возможность заниматься трудом в природе: ухаживать за животными, чистить клетки, кормить обитателей уголка, менять воду в поилках и др.

         Во-вторых, общение с питомцами живого уголка позволяет развивать положительно-эмоциональное отношение к животным, формировать  нравственные и эстетические чувства, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

В-третьих, живой уголок помогает разнообразить учебный процесс. Дети всех возрастов воспринимают занятия как праздник. И это понятно, одно дело изучать животных, нарисованных в учебниках, и совсем другое – настоящих, которых можно посмотреть и потрогать.  На обитателях нашего живого уголка можно изучать особенности строения, поведения, жизнедеятельности, размножения таких классов животных, как птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы  и т.д.

         В-четвертых, в уголке живой природы формируются навыки исследовательской деятельности. Здесь можно проводить эксперименты, наблюдать за животными, вести научно-исследовательскую работу.  Только за последние годы ребятами кружка «Исследователи природы» выполнены следующие исследовательские проекты: «Изучение ориентирования птиц в пространстве», «Проявление законов Менделя при скрещивании хомяков», «Выработка условных рефлексов у хомяков на звуковой сигнал», «Особенности строения, поведения, питания, размножения беспозвоночных на примере улиток Ахатин».

В-пятых, общение с животными благоприятно воздействует на психику ребенка, успокаивает, учит нести ответственность за чужую жизнь. Я бы сказала, что в живом уголке ребята получают «зоотерапию», которая положительно влияет на развитие личности ребенка.

Всем известно, что ребятам необходимо общение со сверстниками не только во время уроков. К сожалению, не все дети могут быть дисциплинированными, не все ходят в спортивные и музыкальные школы, а в живой уголок они могут прийти в любое время и получить массу положительных эмоций.

         Никакие современные методики экологического воспитания и уроки с применением компьютерных технологий не дадут такого положительного эффекта, как обычные занятия в живом уголке. И мне бы хотелось, чтоб таких уголков в районе становилось больше!

 

 

Бурянина Е.Ф.

Педагог дополнительного образования

Кольского районного Дома детского творчества

первой квалификационной категории

 

Категория: Статьи педагогов | Добавил: kitsenko (26.06.2015)
Просмотров: 2304 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0